Композиция (ч.3) Правило золотого сечения

FreeAvalanche - Лавина Бесплатного Трафика на Ваш Сайт

Правило золотого сечения, предполагающее асимметричные композиции, давно используется в архитектуре и живописи. Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники сознательно использовали пропорции золотого сечения. В фотографии также понимание и использование в композиции кадра пропорций золотого сечения позволяет добиться большей выразительности изображения. Наиболее часто встречающееся соотношение сторон фотографического кадра составляет три к четырем. Поделив стороны на три равные части получим сетку изображенную на рисунке в начале статьи. Эта сетка в простейшем варианте отображает пропорции золотого сечения. В точках пересечения сетки находятся зрительные центры, в которых рекомендуется располагать наиболее важные объекты съемки, то, на что в первую очередь должен обратить внимание зритель.

Например, снимая пейзаж рекомендуется располагать линию горизонта ближе к верхней или нижней трети кадра. Это не говорит о том, что линия горизонта должна строго совпадать с одной из линий, разделяющих кадр на трети, но смещение ее от центра делает фотографию более выразительной. В этой ситуации важно понять, что должно доминировать в изображении? Если небо достаточно выразительно, имеет красивые облака или грозовые тучи, то предпочтительнее большую часть кадра уделить небу, в противном случае, когда небо пустое или на нем мелкие невыразительные облака, то следует отдать предпочтение объектам на земле.

При съемке портрета вблизи зрительных центров рекомендуется располагать глаза портретируемого, потому как рассматривая фотографию человека, мы инстинктивно сначала ищем глаза.

Фотографируя объекты в движении, необходимо оставлять пространство в направлении движения, чтобы было место для воображаемого развития событий. Для придания большей динамичности снимку важные элементы располагают по диагональным линиям.

В современных цифровых фотоаппаратах обычно имеется режим отображения сетки. В этом случае на дисплее аппарата при съемке появляется сетка, подобная той, что изображена в начале статьи. Она позволяет компоновать кадр с учетом правила золотого сечения. Благодаря этому начинающий фотограф может учитывать те рекомендации, что были изложены в моей статье. Опытные фотографы, а особенно профессионалы относятся к этому новшеству с определенной долей скепсиса, говоря о том, что эти «фишки» отучают думать головой. Лично я считаю, что все нововведения предопределяют новые возможности для творческого человека, а не ограничивают его. Личное дело каждого, ездить на автомобиле с АВС или вообще без тормозов, но для окружающих все таки предпочтительнее безопасный автомобиль. Так и в фотографии каждый определяет для себя использовать или не использовать ту или иную новинку, а уж конечный результат даст понять, какой потенциал имеет сам творец :)

Если вам покажутся полезными мои советы, заходите на это сайт почаще и увидите новые статьи. А все желающие могут подписаться на рассылку, в которой вы получите дополнительные рекомендации.

Related posts:

12 thoughts on “Композиция (ч.3) Правило золотого сечения

  1. Очень люблю фотографировать, а у вас есть по этому поводу много интересной информации. Буду заглядывать в гости, да и вы ко мне можете заглянуть. Буду ждать. Успехов вам!

  2. Интересная информация, и фотографии действительно выразительные.
    Я сама фотографией занимаюсь от случая к случаю, в основном цветы фотографирую, но это так, совсем любительские кадры получаются. Как-то еще не могу приноровиться к современным фотоаппаратам, функций много, а качество получается среднее, особенно, когда людей фотографирую. Не могу разобраться с настройками, инструкции сейчас куцые какие-то, а самой разбираться методом тыка времени нет . Тут донастраивалась, что фотографирует подряд три кадра, куда нажала, не знаю, и где теперь искать эту настройку, непонятно. В общем получается, как в басне «Мартышка и очки».
    Для таких чайников, как я, Ваш сайт — кладезь полезной информации.
    Спасибо!

  3. Александр, позвольте задать вопрос о композиции:
    как вы считаете, композиционно имеет значение, как расположить человека в пол оборота при съемке портрета: как показано на вашем примере или зеркально?
    Что будет восприниматься глазом проще и естественнее?

    • Откровенно говоря, Ольга, Ваш вопрос поставил меня в затруднительное положение. Лично я не видел рекомендаций относительно того как располагать человека в этой ситуации. Имеется множество фотографий, где портретируемые располагаются и так как у меня, и зеркально. Здесь встречается рекомендация оставлять свободное пространство в направлении взгляда, чтобы взгляд не упирался в край кадра. При съемке в студийных условиях рекомендуют направлять взгляд модели не в объектив, а в направлении рисующего света. Для меня в этой ситуации была важна задняя подсветка, чтобы отделить от фона. Если желаете глубже вникнуть в вопросы портретной съемки могу выложить книгу: «Портретная фотография» Марк Клегорн. Очень подробно и доступно излагаются вопросы портретирования в различных условиях съемки.

      • Если Вы выложите книгу, то это было бы здорово!
        Я была бы очень признательна Вам за это!
        Спасибо большое!!

    • Относительно линии горизонта важными являются следующие моменты: Горизонт должен быть горизонтален, как масло масляным :)и лучший вариант, когда горизонт смещен относительно линии разделяющей кадр пополам. Если будете соблюдать эти правила, то критики в интернете не найдут к чему придраться на ваших пейзажных снимках :)

  4. Крайне полезная статья! Теперь пейзажи будут получаться лучше.
    И портреты, надеюсь тоже. Но с ними вообще беда. Не можете остановиться на них поподробнее. Думаю не одному мне это было-бы интересно.
    На книги много времени надо, а по вашим статьям и проще и интереснее учиться)

    • В ближайших постах попытаюсь несколько поподробнее осветить тему портретной съемки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*